Что на самом
деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?
7 сентября 2023
года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса
«Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране,
поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали
разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на
самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем,
о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на
ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и
возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по
профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты
от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой
многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения
занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный
руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа
Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает
строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к
своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района
Владимирской области Людмила Графова
выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты
и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по
профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше
понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как
они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым
положительным моментом введения этого профориентационного курса является
наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические
материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы
Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть
четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь
учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть
«Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных
мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои
горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение
интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят
скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не
радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района
Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия –
мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской
экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно
возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры
«Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся
важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности
«Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района
Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался
эффективен не только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои
горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с
детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить
замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только
легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской
области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными
сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких
возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах
не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в
некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я,
как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу
сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает
для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах,
о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе
профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская
средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает
на тему нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера,
наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят
из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то
слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не
знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел
учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо
помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для
каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и
способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися
правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили,
что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но
будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам
оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены
его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского
муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими
востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не
сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я
пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела
заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так
как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно
полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для
успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий,
то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя
очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением
жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса
школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных
пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали
оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий!
На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях
всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у
нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам
показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его
продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами
занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю
продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор
будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить
широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои
горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена
система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных
видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже
понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что
данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и
в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г.
Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала
увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и
необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом
изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что
проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.